ПРИНЦИПЫ
СЕНСОРНОГО ПОДХОДА
ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ
Реакция, принятие решения, возникает в процессе, в моменте "здесь и сейчас". Этот принцип позволяет обнаружить самое лучшее решение ситуации на данный момент.

Представьте себя слушателем мастера-музыканта. Есть слушатели, которые будут внимательно следить за техникой музыканта и будут настолько заняты этим, что рискуют вообще не услышать, что же говорит музыкант своим исполнением. Есть те, кто будет восторгаться самим инструментом - ах, его изготовил такой мастер, послушайте, какой тембр, какое звучание. Но и в этом может не произойти встречи с посланием самой музыки. И у каждого в любой момент есть возможность оказаться в едином потоке с музыкой, ощутить себя в самом её сердце и её в своём сердце. Слиться, забыв про время, текущие заботы, оказаться в едином глубоком процессе с музыкой, инструментом, музыкантом, другими слушателями.

Мы посвящаем много времени разработке Сенсорного подхода, изучению методов, которые используем в качестве инструментов. Но это только наши инструменты. Чем тоньше и профессиональнее инструмент будет настроен, тем глубже будут происходить процессы с детьми. Но от этого он не станет центром нашего взаимодействия с детьми. В центре - процесс ребёнка, присоединиться к которому мы можем только находясь в состоянии "здесь и сейчас". Наблюдая не идею, не инструмент, а процесс ребёнка. Процессуальность позволяет оказаться в измерении, времени, ритме ребёнка, заметить невидимые знаки, которых не заметить по-другому.

Сенсорика - ещё один инструмент, дающий возможность сразу оказаться в процессе с ребёнком. Сенсорная деятельность собирает, концентрирует внимание на ощущениях тела, а тело не обманешь. Это единственный источник информации о человеке. Всё остальное - наши предположения, додумки, фантазии. И получается, что присоединяясь к движениям ребёнка, мы оказываемся с ним в общем едином потоке, где меняется время, отношения.
Такой процесс очень терапевтичен. Но наша цель - развитие и обучение, поэтому важно наблюдать и отмечать внутренние сигналы ребёнка, в какую сторону сейчас идёт его развитие, что находится в зоне его активности, в чём его потребности, каков ритм его обучения. Для этого у нас есть наблюдение.

Если нашей первоочередной ценностью становится инструмент и акцент нашего внимания смещается с ребёнка, например, на материалы, мы рискуем потерять процессуальность, и ребёнок уходит из поля нашего внимания.
Но в тоже время отсутствие качественной глубочайшей проработки инструментов также не позволяет нам оказаться в процессе с ребёнком (ведь, в этом случае ребёнком может просто не обнаружить в окружающей среде необходимое питание для своего развития).

Принцип процессуальности Сенсорного подхода распространяется на все пространства наших лабораторий. Конечно, в каждой среде свои инструменты, своя специфика деятельности. Например, в музыкальном зале будет много движения, танца, звучания, а в художественной мастерской - экспериментирования с цветом, формой, фактурой.
И там, и там педагог находится во внимании к мельчайшим изменениям процесса, таким образом работая с внутренним вниманием детей. Во всех пространствах мы можем увидеть детей в работе: в конструктивной, направленной, самостоятельно инициируемой деятельности, дающей питание для развития и обучения. И во всех пространствах мы видим, как ребёнок "выстраивает себя" через осознанное проживание сенсорного опыта.
ПРИНЦИП ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
Основа обучения — внутренний жизненный мотив, мелодия человека. Импульс, который заставляет человека развиваться, преодолевать сложности, искать решения, добиваться результата, получать удовольствие от процесса. Считаем его наиважнейшим!

Жизненный мотив — отражение его потребностей, ориентир, маяк, которому следует человек. Иногда жизнь заставляет отойти от курса, но маяк напоминает направление следования. Многие мастера психологии изучали мотив и мотивацию, выдвигая разные теории. Но все сходятся в одном: мотив является причиной, побудителем деятельности человека. Мотивы могут сменять друг друга, видоизменяться, проявляться более активно, или угасать. Именно поэтому мы уделяем предельное внимание способности ребёнка быть в контакте с собой, со своими потребностями.

Мотивация - чувство, которое рождается в животе, в центре. Это зов.

Когда не знаешь почему, зачем, но внутри всё зовёт. И силы появляются немереные, и воля проявляется бескрайняя. Тогда, несмотря ни на что, просто начинаешь осуществлять, проявлять, материализовывать это чувство. Чего бы ни стоило.

А дальше случается жизнь, в которой каждая ситуация спрашивает: ты этого хочешь, ты уверена? А если я вот так тебе устрою, ты останешься верной своему зову? Может, ты ошибаешься, и стоит пересмотреть своё направление?

И если связь сильна, проявленность мотивации может на время угаснуть, тонким отзвуком появляться в некоторые моменты, но она будет с нами. Это чувство, которое заставляет жить.

Вам знакомо это чувство! Вы знаете его!

Дети тоже его знают. Дорогого стоит сохранить его в ребёнке, ведь малыш растёт, и внутри его копятся силы, чтобы в своей жизни следовать своему зову.

Человек всегда возвращается в свою жизненную мотивацию. Даже, если он потерял связь с ней ещё в раннем возрасте, и почти всю жизнь прожил, думая, что добился успеха, внутри будет пустота, которая не даст светиться радости. Всегда всего будет мало, всегда чувство неудовлетворения и голода. Как, если бы мы кормили ребёнка фруктами в то время, когда его организм требует мясо.

Друзья! Мотивация - это не поощрение вкусненьким и натянутые искусственные эмоции, только чтобы ребёнок что-то сделал, что-то выучил, запомнил. На весах его глубокая жизненная связь с собой. Да, через поощрение научите его, вам даже скажут, какой вы прекрасный педагог... а дальше?

Человек рано или поздно возвращается к жизненной мотивации, задаваясь вопросом: "Чего я хочу?" Вы понимаете, что этот вопрос не про эгоистичность и легкомысленность? Каждое действие ребёнка - проявленность его внутренней связи с мотивацией. А наша задача - беречь эту связь любыми силами.

Что делать, если никак не обнаружить свою мотивацию или мотивацию ребёнка?

Остановитесь.
Закройте глаза.
Ощутите себя, стоящим на земле.
Почувствуйте.

Возвращение в тело, в сенсорику поведёт вас. Главное - следовать.

ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ
Активность каждого человека можно представить в виде волны: прилив активности сменяется фазой восстановления, за ней снова возникает активность, а затем снова расслабление. Эту закономерность можно рассмотреть и в размере жизни человека, и года, и месяца, и дня, и часа, и даже нескольких минут, а иногда секунд.

У каждого человека свой ритм, и нам очень важно, чтобы ребёнок слушал и знал свой ритм. Для этого ничего особенно делать не надо - подготовить пространство и просто дать этому ритму быть.

САМОрегуляция - управление сменами состояний. Для настройки процесса саморегуляции ребёнок нуждается в помогающем и направляющем взрослом, задача которого показать ребёнку разные полюса его активности и варианты управления переходами от активности к восстановлению и обратно.

Почему саморегуляция настолько нам важна, что мы определили её в принципы Сенсорного подхода? Это вдох - выдох. Это сон - бодрствование. Это голод - сытость. Это хочу - не хочу. Это люблю - не люблю... Бесконечно можно продолжать список. Это то, что помогает человеку быть уверенным, что он существует и жить жизнь в своём ритме. Тогда у него не возникает вопроса зачем общаться, учиться, взаимодействовать, экспериментировать, исследовать.
ПРИНЦИП ТЕЛЕСНОСТИ
Движение тела - единственный наш источник информации о другом человеке. Другого нет. Через движения ребёнка мы можем распознать его состояние. Движение рассказывает о его аутентичности, "настоящности".

Ребёнка можно движениям научить, но телесность - это не заученные движения. Они могут быть подтверждением хорошей двигательной памяти, способности к имитации, красивой картинкой, привлекающей взрослых, но не отражением состояния ребёнка. Аутентичные движения возвращают ребёнка к себе. Ребёнок, живущий только в заученных движениях и не имеющий возможности проявлять аутентичное движение, теряет связь со своей естественной природой.
Социум диктует: "Двигайся так, это красиво", "Так ты нравишься другим", "Ты молодец, когда делаешь определённые движения". В этом плане, дети с особым развитием больше защищены от влияния социума и дольше сохраняют связь с собой.

В Сенсорном подходе внимание к телесным проявлениям ребёнка лежат в основе качественного взаимодействия и коммуникации. Мы не против обучения ребёнка двигательным формам, нет. Но сначала происходит встреча человека с собой, ребёнок узнаёт себя живым, настоящим, уникальным. А уже потом, на это глубинное знание накладывается обучение.
ПРИНЦИП ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ
В основном все методы, которые мы выбираем для работы с детьми содержат в себе законы средовой педагогики - развития и обучения ребёнка через создание специального пространства, настроенного для определённых целей.

Но подготовленная среда - не просто технология, который мы используем. В этом принципе заложена возможность разговаривать с ребёнком на одном языке. Подготовленная среда - как скрипка музыканта. Каким бы виртуозом он не был, если скрипка не настроена, музыкант не сможет достичь сердца слушателей.

В подготовленном пространстве реализуется очень важная потребность каждого ребёнка - его стремление к самостоятельности и независимости. К сожалению, многие дети, а дети с особым развитием вдвойне, лишены опыта самостоятельного выбора деятельности, принятия решения. Если среда настроена для ребёнка, место для самостоятельности находится без потери движения к определённым развивающим и обучающим целям.
Таким образом ребёнок учится не только от взрослого. Он может учиться сам. Мы можем предоставить ребёнку эту возможность и увидеть вдохновляющие результаты.

Этот принцип позволяет случаться спонтанным процессам, которые практически невозможны в других условиях.
Также, подготовленная среда позволяет не взрослому быть в центре внимания ребёнка, а ребёнку стать автором собственного процесса развития и обнаружить в себе готовность к коммуникации, развитию и обучению.


неотделимый от спонтанности принцип, так как влияние творческих процессов на развитие и обучение ребёнка происходит только в тщательно подготовленном пространстве. Без учёта этого принципа спонтанность ребёнка может быть значимой для психики ребёнка, но не иметь результата в обучении.
ПРИНЦИП НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение - наш ресурс. Это переживание, доступное и взрослым, и детям. Каждый черпает в наблюдении то, что необходимо именно ему. В этом уникальность наблюдения.

Наблюдение у взрослых. Мы рассматриваем наблюдение, как состояние и как деятельность. Большинство специалистов используют деятельность наблюдения в своей практике. Это наш основной инструмент сбора информации и источник понимания динамики развития ребёнка.
Но помимо этого мы рассматриваем наблюдение, как состояние внимания человека. Сочетание ясной, кристальной концентрации внимания и внутренней тишины позволяет быть "невовлечённым наблюдателем" даже, если занятие проходит в сильнейшей активности и стремительности. Это не означает, что специалист отвлечён от процесса с ребёнком. Быть тотально в процессе с ребёнком и одновременно оставаться наблюдателем - вот мастерство, к которому мы так стремимся в Сенсорном подходе. Некоторые спрашивают, зачем такая мистичность. Но наблюдение - это не мистика. Хотя и начинают происходить такие процессы, которые недоступны без наблюдения. Наблюдение позволяет обнаружить новые "точки контакта" с ребёнком, влияет на состояние и одного ребёнка и даже группы.


Наблюдение у детей. Мы часто видим, как дети наблюдают: они стоят в стороне или находятся в гуще событий, и смотрят на игру других детей. Часто родителей беспокоит, что ребёнок "ничего не делает" в это время. Это не так. Он находится в наблюдении, и как губка впитывает в себя все детали происходящего. Наиважнейшая для ребёнка деятельность. В это время его мозг активен точно также, как если бы он проделывал какие-то действия. Ребёнок наблюдает ровно столько, сколько ему необходимо, и наша задача дать ему эту возможность.

Ребёнок, испытавший состояние наблюдения, обнаруживает в себе глубинный ориентир, который как компас, даёт направление его поведению и развитию. Какие бы поведенческие модели не примерял на себя ребёнок, опыт открытого внимания, который он приобретает в состоянии наблюдения, остаётся с ним и влияет на его выбор.