Реакция, принятие решения, возникает в процессе, в моменте "здесь и сейчас". Этот принцип позволяет обнаружить самое лучшее решение ситуации на данный момент.
Представьте себя слушателем мастера-музыканта. Есть слушатели, которые будут внимательно следить за техникой музыканта и будут настолько заняты этим, что рискуют вообще не услышать, что же говорит музыкант своим исполнением. Есть те, кто будет восторгаться самим инструментом - ах, его изготовил такой мастер, послушайте, какой тембр, какое звучание. Но и в этом может не произойти встречи с посланием самой музыки. И у каждого в любой момент есть возможность оказаться в едином потоке с музыкой, ощутить себя в самом её сердце и её в своём сердце. Слиться, забыв про время, текущие заботы, оказаться в едином глубоком процессе с музыкой, инструментом, музыкантом, другими слушателями.
Мы посвящаем много времени разработке Сенсорного подхода, изучению методов, которые используем в качестве инструментов. Но это только наши инструменты. Чем тоньше и профессиональнее инструмент будет настроен, тем глубже будут происходить процессы с детьми. Но от этого он не станет центром нашего взаимодействия с детьми. В центре - процесс ребёнка, присоединиться к которому мы можем только находясь в состоянии "здесь и сейчас". Наблюдая не идею, не инструмент, а процесс ребёнка. Процессуальность позволяет оказаться в измерении, времени, ритме ребёнка, заметить невидимые знаки, которых не заметить по-другому.
Сенсорика - ещё один инструмент, дающий возможность сразу оказаться в процессе с ребёнком. Сенсорная деятельность собирает, концентрирует внимание на ощущениях тела, а тело не обманешь. Это единственный источник информации о человеке. Всё остальное - наши предположения, додумки, фантазии. И получается, что присоединяясь к движениям ребёнка, мы оказываемся с ним в общем едином потоке, где меняется время, отношения.
Такой процесс очень терапевтичен. Но наша цель - развитие и обучение, поэтому важно наблюдать и отмечать внутренние сигналы ребёнка, в какую сторону сейчас идёт его развитие, что находится в зоне его активности, в чём его потребности, каков ритм его обучения. Для этого у нас есть наблюдение.
Если нашей первоочередной ценностью становится инструмент и акцент нашего внимания смещается с ребёнка, например, на материалы, мы рискуем потерять процессуальность, и ребёнок уходит из поля нашего внимания.
Но в тоже время отсутствие качественной глубочайшей проработки инструментов также не позволяет нам оказаться в процессе с ребёнком (ведь, в этом случае ребёнком может просто не обнаружить в окружающей среде необходимое питание для своего развития).
Принцип процессуальности Сенсорного подхода распространяется на все пространства наших лабораторий. Конечно, в каждой среде свои инструменты, своя специфика деятельности. Например, в музыкальном зале будет много движения, танца, звучания, а в художественной мастерской - экспериментирования с цветом, формой, фактурой.
И там, и там педагог находится во внимании к мельчайшим изменениям процесса, таким образом работая с внутренним вниманием детей. Во всех пространствах мы можем увидеть детей в работе: в конструктивной, направленной, самостоятельно инициируемой деятельности, дающей питание для развития и обучения. И во всех пространствах мы видим, как ребёнок "выстраивает себя" через осознанное проживание сенсорного опыта.