Порядок в сознании и восприятии ребенка

Представьте себе мальчика 4 лет. Он говорит, взаимодействует, играет, много чего умеет. Но жуть какой боязливый и неуверенный. И очень любит повторять много-много раз одно и то же. Конечно, его родители беспокоятся, что на занятиях он делает одно и то же. Я их понимаю. Зачем, почему он так много повторяет одно очень простое действие? Ведь он умеет гораздо больше. Что происходит в его сознании?
Неуверенность, поэтому выбирает привычное и повторяет много раз? Возможная версия, но что-то в ней смущает. Откуда берётся эта неуверенность? Ищем дальше.

Однажды я принесла на занятие фонарик, и мальчик очень им заинтересовался. Постепенно родилась игра, в которой нужно светить фонариком в тёмную нору. Вроде, так просто: включаешь фонарик, направляешь в нору и становится светло. Простое действие с причинно-следственной связью: посветил - стало светло.

И вот тут-то я обнаружила, что для него это не так и просто. В его сознании всё спутано. Что нужно сделать, чтобы было светло? А светло - это как? Сложнейшая последовательность действий, состояний, понятий. Нет порядка, слишком сложно, мозг просто не в состоянии обработать эту последовательность.

Снижаем скорость. Делаем паузы между каждым шагом, из которых позже сложится полный цикл. Внимание! Не разучиваем движения!!! Нет!!! Следуем за способностью и скоростью мозга исследовать и понимать движение. Принципиальная разница, хотя внешне практически неотличима.

И вот оно, то самое: мальчик повторяет каждый элемент много-много раз. Он повторяет, чтобы мозг понял, чтобы произошла и закрепилась связь между мозгом и рукой. Природа ребёнка невероятна! Ребёнок сам себя учит, сам структурирует своё сознание. "Ребёнок - строитель самого себя" - так говорила Монтессори.
Когда я действительно вижу и осознаю, чем занят ребёнок, нет беспокойства и напряжения, остаётся только молчаливый восторг.

Ребёнок изучал свойство фонарика несколько занятий, повторяя каждый элемент движения. Он насыщался, питал свой мозг, мир для него становился понятнее и проще.

Он наводил порядок в своём сознании и восприятии.

Мозг не обмануть, не заставить работать быстрее, невозможно перескочить через несколько ступенек и сразу оказаться на вершине. Каждый день мозг ребёнка занят созреванием, упорядочиванием, развитием, обучением. Порой этот процесс выражается в очень странных действиях ребёнка, которые взрослые не могут трактовать и записывают в разряд бесполезных. Кстати, часто такой непонятной деятельности приписывается термин "полевое поведение". Грущу, когда слышу такую трактовку, сопереживаю родителям, которые верят, что поведение их ребёнка "полевое". Обучаю другому подходу. Сенсорному подходу.
Марина Белозерова

Made on
Tilda