Часто встречается, что ребёнка обучают навыкам, которые ещё не находятся в зоне его внимания и возможностей, и ребёнок, сталкиваясь с неудачей, получает опыт собственной неуспешности. Например, собирать пирамидку. Специально беру этот пример, потому что пирамидка - камень преткновения очень многих. Рассмотрим:
- Для того, чтобы появился навык надевания колечек на палочку необходима координация движений, сначала всего тела, а потом и отдельно руки. Всевозможные игры на координацию, владением телом, способность ощущать себя - всё ведёт к этому навыку.
- А для того, чтобы ребёнок постепенно пришёл к способности различать размеры, мы начнём играть с огромным, тяжёлыми и маленькими, лёгкими предметами. Мы будем сих катать, кидать, ощущать их на ощупь, что будет с ними в воде, как они звучат… бесконечное количество вариантов.
То есть, если наша цель - пирамидка, то на время мы уберём её далеко на полку и достанем совершенно другие предметы. Сенсорная игра. Столько времени, сколько нужно ребёнку, вернее формированию его мозга. И постепенно мы заметим, как меняется мышление ребёнка, как его координация преображается, как он вдруг неожиданно делает что-то, чего раньше сделать не мог. Вот только тогда пирамидка снова может оказаться в пространстве ребёнка. И вот он, сладостный момент - ребёнок может надеть в правильной последовательности колечки на палочку!!!
Для того, чтобы это случилось, ребёнку необходим многодневный, многочасовой опыт всевозможных экспериментов, и вовсе не с пирамидкой, а свобода и возможность экспериментировать, изучать свойства своего тела и свойства предметов. А нам - наблюдение и профессиональное анализ процессов его развития.