Прочитав чужой опыт, свой не приобретешь
Все взрослые хотят, чтобы интеллектуально ребёнок развивался успешно. Было бы странно, если бы не было этого желания. Поэтому и существует море методик развития, дидактических материалов, пособий для развития интеллекта. Вроде, и так ясно, что не стоит ребёнку предлагать всё подряд, но иногда страх взрослых упустить время в развитии так силён, что в ход идут любые возможности. В такой погоне за "волшебным методом", развивающим внимание и мышление забывается ядро, из которого появляется способность человека к концентрации внимания, мышлению, воображению. Это всё равно, что башню начать строить не с опоры, а с верхушки.
Отвечая на вопрос, чем занимается "Сенсорный подход", можно сказать: развитием "снизу вверх" - строительством опоры, формированием ядра, из которого позже проявятся развивающие и обучающие задачи более сложных структур.


Отчасти, идея развития "снизу вверх" не нова, и мы изобретаем велосипед. Существуют работы зубров - нейропсихологов, физиологов, но прочитав чужой опыт, своего не возникнет. Кстати, это важный принцип развития ребёнка, до боли известный, но часто забываемый взрослыми: человек учится через свой опыт, и попытки взрослых ускорить, научить ребёнка, минуя этап его собственного опыта, заранее объяснить и дать инструкцию к выполнению, заканчиваются грустно. Поэтому мы исследуем, делаем собственные открытия, описываем их, и одновременно с этим играем, чувствуем, экспериментируем вместе с детьми.

Одна из задач Сенсорного подхода - объяснить себе и другим связь сенсорного опыта со всеми психическими процессами, обнаружить невидимые сплетения процессов, которые в сумме и дают успешное развитие ребёнка. Также, понимание этих связей поможет нам отчётливее разбираться, как организовать "питательную" среду для ребёнка.
Часто встречается, что ребёнка обучают навыкам, которые ещё не находятся в зоне его внимания и возможностей, и ребёнок, сталкиваясь с неудачей, получает опыт собственной неуспешности. Например, собирать пирамидку. Специально беру этот пример, потому что пирамидка - камень преткновения очень многих. Рассмотрим:

  • Для того, чтобы появился навык надевания колечек на палочку необходима координация движений, сначала всего тела, а потом и отдельно руки. Всевозможные игры на координацию, владением телом, способность ощущать себя - всё ведёт к этому навыку.

  • А для того, чтобы ребёнок постепенно пришёл к способности различать размеры, мы начнём играть с огромным, тяжёлыми и маленькими, лёгкими предметами. Мы будем сих катать, кидать, ощущать их на ощупь, что будет с ними в воде, как они звучат… бесконечное количество вариантов.

То есть, если наша цель - пирамидка, то на время мы уберём её далеко на полку и достанем совершенно другие предметы. Сенсорная игра. Столько времени, сколько нужно ребёнку, вернее формированию его мозга. И постепенно мы заметим, как меняется мышление ребёнка, как его координация преображается, как он вдруг неожиданно делает что-то, чего раньше сделать не мог. Вот только тогда пирамидка снова может оказаться в пространстве ребёнка. И вот он, сладостный момент - ребёнок может надеть в правильной последовательности колечки на палочку!!!


Для того, чтобы это случилось, ребёнку необходим многодневный, многочасовой опыт всевозможных экспериментов, и вовсе не с пирамидкой, а свобода и возможность экспериментировать, изучать свойства своего тела и свойства предметов. А нам - наблюдение и профессиональное анализ процессов его развития.
Марина Белозерова

Made on
Tilda