Обычная свобода особых детей

В чем разница свободы ребёнка с особым развитием и ребёнка нейротипичного развития? Да ни в чём. Ребёнок есть ребёнок. Дышать, воспринимать, звучать, двигаться, быть собой и узнавать себя, проявлять и определять себя в мире, исследовать окружающее и окружающих, чувствовать рядом принимающих близких - разве есть в этих словах что-то, что не подходит кому-то?
Ребёнок всегда остаётся ребёнком. Потому и потребность его следовать своей свободе живёт вместе с ним независимо от особенностей его развития.

Отчасти дети с особым развитием больше защищены от влияния социума, и их внутренняя свобода сохраняется вместе с ними. Столкновение происходит в необходимости адаптироваться, найти себя в реальном окружающем мире. Правда, возникает вопрос: "Что такое реальный мир? Какой он?" Ведь, у каждого он свой...

Как сохранить свободное развитие ребёнка и при этом следовать целям особого развития и обучения?

Самое первое, что приходит - выбрать подходящий метод, в котором обучающая цель сочетается с отношением к ребёнку, как к личности. Да, конечно! Но до выбора инструмента (а метод - это помогающий инструмент), надо в целом разобраться в собственном понимании свободы и границ. Ответьте для себя на вопросы: что для вас свободное развитие? Свободный ребёнок - какой образ рисуется? Что уже сейчас вы можете начать делать, чтобы двигаться в сторону этого образа?
В сенсорном подходе развитие ребёнка рассматривается с точки зрения его телесности и внимания к сенсорным ощущениям. Для того, чтобы сенсорный опыт был действительно богатый и соответствовал внутренним потребностям ребёнка, необходимо предоставить ему выбор деятельности. Никогда взрослый до конца не будет точно знать, что нужно ребёнку (он может лишь предполагать), и никогда взрослый не спланирует его деятельность настолько, насколько это может сделать ребёнок сам. Иными словами, выбор деятельности ребёнка исходит из его внутренних потребностей, о которых мы, взрослые, можем только догадываться. Поэтому, единственное, что нам остаётся - создать развивающую и обучающую среду для свободного движения и проявления ребёнка.

Сенсорная свобода - это и процесс, и состояние. Сенсорная свобода, как процесс, как и любой другой процесс в жизни, имеет свои границы. Они обусловлены тремя критериями:

  • безопасность и здоровье себя
  • безопасность и здоровье другого
  • безопасность и целостность пространства.

    Частично эти границы регулируются самим ребёнком, благодаря открытому вниманию к своим ощущениям. А частично - окружающими людьми.


Заблуждение, что свобода в Сенсорном подходе - это полное следование за ребёнком, без ограничений и направления. Любая свобода ВСЕГДА предполагает границы. Ребёнок с особым развитием, как никто другой нуждается в ясном упорядоченном мире. Грамотно выстроенные границы способствуют этому. Грамотно - значит, что:
  • в них учитываются сенсорные, двигательные потребности ребёнка,
  • границы однозначны и постоянны,
  • находятся в зоне понимания ребёнка
Формула: Настраиваем возможность сенсорной свободы ребёнка, на неё наращиваем развитие и обучение через выбранные методы.

Сенсорный подход не противоречит ни одному методу, так как это не метод-инструмент, это подход к пониманию ребёнка через его телесные проявления. Тело не обманешь, оно всегда нам сообщает где больно, а где радостно, где свободно, а где пережато. Применяя концепцию Сенсорного подхода, как почву развития человека, можно дальше использовать любой выбранный вами метод обучения. Ответ на вопрос о свободном развитии ребёнка с особым развитием лежит не на уровне практических советов, а на уровне осознавания, понимания.

Тогда не будет протеста. Протестное поведение ребёнка стало фоном жизни многих семей. Семьи живут, привыкают к тому, что ребёнок всегда протестует и это становится нормой жизни. Но человек в протесте развивается и обучается значительнее медленнее. Его нервная система всегда в напряжении, все силы тратятся на сопротивление. Но где же в жизни ребёнка место для радости, настоящего детского любопытства, жажды исследовать новое?

Отправная точка любого взаимодействия с любым ребёнком - его сенсорные потребности. Сначала увидеть, как человек воспринимает мир, как телом взаимодействует с окружающим, на что обращает внимание, что доставляет ему удовольствие. Это его свобода, его мир, его жизнь.

Наполненность, напитанность, открытость, внутреннее согласие с переживаемым телесным опытом - такое состояние ребёнка является результатом свободной сенсорной деятельности, которое мы обозначили, как состояние сенсорной свободы. Из него проявляются возможности дальнейшего развития и обучения.




Марина Белозерова

Made on
Tilda