Заблуждение, что свобода в Сенсорном подходе - это полное следование за ребёнком, без ограничений и направления. Любая свобода ВСЕГДА предполагает границы. Ребёнок с особым развитием, как никто другой нуждается в ясном упорядоченном мире. Грамотно выстроенные границы способствуют этому. Грамотно - значит, что:
- в них учитываются сенсорные, двигательные потребности ребёнка,
- границы однозначны и постоянны,
- находятся в зоне понимания ребёнка
Формула: Настраиваем возможность сенсорной свободы ребёнка, на неё наращиваем развитие и обучение через выбранные методы.
Сенсорный подход не противоречит ни одному методу, так как это не метод-инструмент, это подход к пониманию ребёнка через его телесные проявления. Тело не обманешь, оно всегда нам сообщает где больно, а где радостно, где свободно, а где пережато. Применяя концепцию Сенсорного подхода, как почву развития человека, можно дальше использовать любой выбранный вами метод обучения. Ответ на вопрос о свободном развитии ребёнка с особым развитием лежит не на уровне практических советов, а на уровне осознавания, понимания.
Тогда не будет протеста. Протестное поведение ребёнка стало фоном жизни многих семей. Семьи живут, привыкают к тому, что ребёнок всегда протестует и это становится нормой жизни. Но человек в протесте развивается и обучается значительнее медленнее. Его нервная система всегда в напряжении, все силы тратятся на сопротивление. Но где же в жизни ребёнка место для радости, настоящего детского любопытства, жажды исследовать новое?
Отправная точка любого взаимодействия с любым ребёнком - его сенсорные потребности. Сначала увидеть, как человек воспринимает мир, как телом взаимодействует с окружающим, на что обращает внимание, что доставляет ему удовольствие. Это его свобода, его мир, его жизнь.
Наполненность, напитанность, открытость, внутреннее согласие с переживаемым телесным опытом - такое состояние ребёнка является результатом свободной сенсорной деятельности, которое мы обозначили, как состояние сенсорной свободы. Из него проявляются возможности дальнейшего развития и обучения.