Вот, посмотрите, на каком уровне находится «речевое восприятие», «символическая игра», «концентрация внимания», «адаптивное поведение»… А вот, что находится в самом низу пирамиды: тактильная, проприоцептивная и вестибулярная системы, а также все остальные сенсорные системы. Это и есть фундамент восприятия, на котором строятся все высшие психические функции. И если в этом фундаменте есть какой-либо дисбаланс, то выстроится на нем ничего не может.
Так что же речь?
Для того, чтобы сказать слово «яблоко», человеку нужно получить обилие телесного опыта:
· от тактильной системы информацию о температуре и фактуре (гладкое, прохладное и т.д.)
· от проприоцептивной системы информацию о объеме, форме, весе (большое, круглое, тяжелое и тд)
· от вестибулярной системы информацию о расстоянии и расположении (висит на ветке, лежит на тарелке, находится в моей руке и тд)
· от обонятельной и вкусовой систем информацию о вкусе и запахе (сладкое, кислое, свежее и тд)
· от слуховой системы информацию о звуке (хрусткое)
· от зрительной системы информацию о цвете (розовое), и также дополнить – об объеме, форме, размере.
Всю эту информацию нужно структурировать, категоризировать, запомнить, выработать эмоциональную реакцию (Это вкусно? Красиво? Мне это нравится? Я это хочу?), сформировать в общий образ, а также связать с тем, как это называется (что сказала мама, когда мне давала попробовать эту штуку в первый раз?
И так рождается в мозгу понятие «яблоко». Но путь речевого восприятия пройден далеко не весь! Нужно связать, настоящее натуральное яблоко, нарисованное яблоко на картинке и слово «яблоко» - всё это одно и то же яблоко! И также еще нужно научиться управлять своим речевым аппаратом, чтобы произнести «яблоко»!
А для того, чтобы сказать более сложную конструкцию, например, «я хочу яблоко», нужно работать в десять раз усерднее. Необходимо сформировать образ «я». И если с яблоком все было так не просто, то можно себе представить, как это будет при формировании «я». И надо отметить, что не у всех взрослых обычных людей это получается в полной мере. И также нужно разобраться с не менее экзистенциальным понятием «хочу».
Это все происходит при нормально выстроенном фундаменте – адекватно работающих сенсорных системах. А если что-то сбоит, и информация в мозг приходит неверная, искаженная, не приходит совсем, запаздывает или не запоминается? Необходима тонкая работа при помощи специалиста, сенсорного зала, специально подготовленной среды.
Путь к «яблоку» может оказаться долгим и непростым. Поэтому я всегда с терпением, нежностью и уважением отношусь к ребёнку, который движется по такому пути.